|
Публичный отчет (доклад)
о результатах работы муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №5 г. Невьянска Свердловской области в 2016-2017 учебном году
Утвержден Советом школы
протокол № 7 от 28.08.2017 г.
Председатель Совета Школы
_____________ Козейкина О.В.
Структура Ежегодного Публичного отчета МОУ СОШ №5 г.Невьянска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Невьянского городского округа (МБОУ СОШ №5 г. Невьянска):
Учредитель - Невьянский городской округ
Тип – общеобразовательное учреждение, вид – общеобразовательная школа, статус – муниципальное бюджетное учреждение.
Юридический и почтовый адрес: 624194 Свердловская область, г. Невьянск, ул. Долгих, 9, тел. (34356) 21589, тел./факс (34356) 23444,E-mail: schooln5@list.ru.
лицензия на право ведения образовательной деятельности 66Л01 № 0003228 от 16.01.2012г выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области
свидетельство о государственной аккредитации 66АО1 №0001427 выдано 08.12.2014 г. Министерством общего и профессионального образования Свердловской области)
Устав школы утвержден постановлением главы Невьянского городского округа от 30.06.2016 г. №1415-п, зарегистрирован 14.07.2016г. инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, с изменениями утвержденными постановлением главы Невьянского городского округа от 13.03.2017 г. №471-п, зарегистрированными 24.03.2017 г. инспекцией ФНС России Верх-Исетского района г. Екатеринбурга
МБОУ СОШ №5 г. Невьянска введена в эксплуатацию в январе 1984 года.
В настоящее время персонал школы насчитывает 75 человек из них 55 педагогических работников. Школа находится в центральном районе города, в окружении жилого массива из пятиэтажных зданий и предприятий торговли и сервиса.
В 2016-2017 учебном году в школе обучалось 906 учащихся в 39 классах: 18 классов начальной школы; 18 классов основной школы; 4 класса старшей школы. Около 45 % учащихся проживают вне микрорайона,закрепленного за школой.
МБОУ СОШ №5 г. Невьянска реализует образовательные программы:
основные ОП: начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой по математике и по обществознанию в отдельных классах;
ОП дополнительного образования по направленностям: научно-познавательная, физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, военно-патриотическая, научно-техническая.
Средняя наполняемость классов составила 23,2 (в прошлом году 22,8) ученика, на одного учителя приходилось в среднем 16,5 (16,2) учеников, во вторую смену обучалось 11% (11%) учащихся.
Управление школой носит общественно-государственный характер:
- школьная конференция созывается не реже 1 раза в год, её делегатами являются представители родительских комитетов классов (по два человека от класса), педагогические работники школы и учащиеся старших классов;
- Совет школы избирается на школьной конференции, состоит из представителей родителей, педагогов и учащихся старших классов;
- Председатель Совета школы избирается на заседании Совета школы и осуществляет непосредственное руководство Советом в соответствии с Положением о Совете школы.
Основные направления развития школы, приоритетные направления программы развития, реализованные в 2014-15 гг
Для образовательной организации актуальна проблема поиска эффективных инструментов, которые обеспечат:
- конструирование развивающей и воспитывающей ИОС;
- организацию качественной образовательной деятельности;
- реализацию принципа преемтсвенности и учета индивидуального стиля УД;
- развитие исследовательской и речевой культуры
Для решения этой проблемы в нашей образовательной организации определен следующий
целевой ориентир работы педагогического коллектива: на основе конструирования эффективной информационно-образовательной среды и реализации принципа преемственности обеспечить развитие исследовательской и речевой грамотности школьников для успешного функционирования выпускника в системе социальных отношений.
Целевой ориентир определяет ведущую идею образования в школе –
- школа качественной образовательной деятельности,
- школа преемственности,
- школа развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды,
- школа исследовательской и речевой культуры школьников.
Для выполнения целевого ориентира предполагается организовать образовательную деятельность в следующих направлениях.
Создание условий для повышения качества образовательной деятельности через использование принципа преемственности и мониторинга результатов на всех уровнях обучения в школе.
Обеспечения расширения развивающей и воспитательной возможностей информационно-образовательной среды.
Обеспечение учета образовательных потребностей и интересов обучающихся через реализацию принципа индивидуализации содержания образовательной программы школы.
Обеспечения формирования гражданской идентичности школьников через использование культурно-исторического системно-деятельностного похода к развитию личности.
Создание условий для развития естественнонаучной и коммуникативной культуры школьников через их включение в социальную практику и использование исследовательских ресурсов образовательной деятельности.
Формирование социально-профессиональных ориентаций обучающихся через использование ресурсов педагогического взаимодействия с социальными партнерами школы.
Повышение удовлетворенности родителей образовательной деятельностью через развитие их социальной и педагогической компетентности и включение в активный школьный процесс воспитания.
Обеспечение развития способностей педагога создавать условия для реализации индивидуальных траекторий развития ученика.
Обеспечение повышения методической и информационной грамотности педагога через освоение инновационных технологий обучения и воспитания и практическое использование современных технологий с учетом принципа преемственности.
Привитие культуры здоровой и безопасной жизнедеятельности.
2.1. Характеристика образовательных программ по уровням образования
Обучение в образовательном учреждении в соответствии с лицензией ведётся по трем уровням обучения. Особенностью 2016-2017 учебного года является реализация ФГОС НОО в начальных классах и ФГОС ООО в 5 и 6 классах.
2.2. Дополнительные образовательные услуги.
Дополнительные платные образовательные услуги, реализованные в 2016-2017 учебном году:
- Школа ранего развития,для детей дошкольного возраста 5-6 лет (100 чел.)
- Школа будущего первоклассника, для детей 6 -7 лет, зачисленных в 1 классы на предстоящий учебный год (100 чел.)
Аэробика, для детей 13-17 лет (25 чел.)
В 2016-2017 учебном году в школе дополнительные платные образовательные услуги в виде курсов по подготовке к ЕГЭ не организовывались.
2.3. Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии.
С 2011 года в образовательной организации созданы условия для освоения педагогами современных технологий деятельностного подхода к обучению. В течение нескольких лет педагогический коллектив:
- организовал работу проблемных групп «Система деятельностного подхода к обучению», «Технология организации самостоятельной познавательной деятельности», «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий», «Развитие умения школьников правильно составлять презентации», «Развитие функциональной грамотности школьников», «Эффективное использование ИКТ как средство развития функционально грамотной личности»;
- приобрел теоретический и практический опыт дидактического и воспитательного характера в рамках мероприятий университетов педагогических знаний «Современный урок в деятельностном подходе к обучению», «Современные воспитательные формы взаимодействия с учащимися», «Самостоятельная познавательная деятельность учащихся», «Развитие функциональной грамотности школьника» и педагогических советов: «Теория обучения в деятельностном подходе», «Информационно-образовательная среда как условие общекультурного становления личности школьника»;
- на школьном экспертном совете разработал и апробировал лист оценки учебного занятия;
- организовал выпуск методической газеты «Особенности деятельностного подхода в обучении».
В 2016-2017 учебном году с позиции изучения инновационных технологий коллектив учителей, совершенствуя методическую грамотность, продолжил изучение технологии обучения в деятельностном режиме, обращая внимание на развитие практического умения организовывать образовательную деятельность, направленную на формирование функциональной грамотности школьников.
В течение учебного года в образовательной организации в рамках методической сессии «Развитие функциональной грамотности школьника» проведены:
- теоретическое занятие и практикумы «Шаг в будущее (организация деятельности на уроке по постановке учебной проблемы)», «Задания для вкусного урока (составление заданий практикоориентированного характера)», «Назад в будущее (организация рефлексивной деятельности на уроке)», «Дом творчества и оценки (основные принципы учебного занятия)»;
- заседания проблемной группы «Разработка листа наблюдений учебного занятия»;
- мастер классы педагогами – новаторами (члены проблемной группы);
- анализ использования приемов развития функциональной грамотности в ходе урока;
- муниципальный семинар «Развитие функционально грамотной личности школьника»;
- организация зачетных уроков с демонстрацией техники развития функциональной грамотности всеми педагогами школы.
В результате анализа эффективности зачетных уроков с использованием технологии деятельностного подхода и результатов самообследования можно сделать следующие выводы.
Наблюдается положительная динамика дидактических умений организовывать урок в деятельностном режиме. Эффективность занятий с позиции технологии деятельностного обучения в среднем составляет 78,3% (77,0%), что соответствует высокому уровню. Динамика умения увеличилась на 1,3 по сравнению с прошлым учебным годом.
86% (83%) учителей представили зачетные уроки школьной педагогической общественности на высоком и самом высоком уровне с позиции деятельностного подхода. Количество педагогов, которые имеют высокий результат, увеличилось на 3%.
Практическое освоение техник развития функциональной грамотности обеспечил развитие умения педагогов организовывать образовательную деятельность практиориентированного характера (индекс увеличился с 0,48 до 0,51). Отмечается достаточный уровень организации учебных занятий, способствующих развитию функциональной грамотности школьников
Эти факты иллюстрируют эффективность решения проблемы приобретения педагогами опыта формирования функционально грамотной личности. Но второй год подряд наблюдается отрицательная динамика показателя организации урока в нетрадиционной форме с элементами эвристики, исследования, рефлексии, показатель самый низкий и составляет 0,41.
Инновационным действием для педагогического коллектива в 2016 -2017 учебном году стало освоение SWOT- и PEST-технологий аналитическо-рефлексивного типа. Она позволила объективно проанализировать деятельность школы по реализации программы развития образовательной организации, выявить сильные и слабые стороны, возможности и риски, оценить степень эффективности работы школы и определить инновационные действия до 2019 года.
В результате выявлена проблема поиска эффективных инструментов, которые обеспечат: конструирование развивающей и воспитывающей ИОС, организацию качественной образовательной деятельности, реализацию принципа преемственности и учета индивидуального стиля учебной деятельности, развитие исследовательской и речевой культуры.
В этом учебном году продолжается поиск решения проблемы эффективного использования ИКТ-технологий начала свою деятельность группа педагогов по теме: «Эффективное использование ИКТ как средство развития функционально грамотной личности». В течение этого времени коллеги:
- спланирована деятельность проблемной группы на два учебных года;
- разработали анкеты для учащихся и педагогов по оценке степени развития информационных умений;
- провели теоретическое занятие «Что значит эффективно использовать ИКТ. Модель урока»;
- стали участниками педагогического совета «Информационно-образовательная среда как условие общекультурного становления личности ученика», в ходе которого обобщены основные теоретические подходы к ИОС, проанализированы особенности школьной ИОС и определены пути повышения эффективного использования ресурсов ИКТ;
- проведено исследование уровня использования педагогами информационных технологий;
- определены основные принципы эффективного использования ИКТ в ходе учебного занятия.
С 2015-2016 учебного года коллектив учителей, работающих в 5 и 6 классах, апробирует и корректирует модели внеурочной деятельности и оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы учащимися начальной и основной школы.
Отличительной особенностью 2016-2017 учебного года является дальнейшее реализация ФГОС НОО в 1-4 классах и ФГОС ООО в 5-6 классах.
Для создания условий эффективной реализации ФГОС НОО и ООО в 2016–2017 учебном году осуществлена система действий по всем направлениям, но в большей степени уделено внимание:
- научно-методическому обеспечению: организации образовательного взаимодействия с позиции практического освоения технологий дятельностного подхода к обучению и современных форм развития функциональной грамотности учащихся; разработке модели оценки личностных результатов обучения и воспитания;
- нормативно-правовому обеспечению: разработке рабочих программ и программ внеурочной деятельности;
- организационному обеспечению: реализации модели интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- кадровому обеспечению: реализации плана методической работы, представление опыта педагогами образовательной организации.
Поэтому в течение учебного года выполнена следующая система мероприятий.
2.4. Внеурочная деятельность. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции.
Согласно ФГОС ООО внеурочная деятельность входит в учебный план. При реализации данного направления возник ряд проблем: отсутствие свободных аудиторий в школе, высокая учебная нагрузка обучающихся и педагогов. Поэтому, в начале 2015-2016 учебного года была создана инициативная группа, в состав которой были включены: классные руководители 5х классов, старший вожатый и заместитель директора школы по ВР. В результате работы инициативной группы была создана модель организации внеурочной деятельности, которая была апробирована и внедрена в прошлом учебном году. В начале 2016-2017 учебного года на совещании классных руководителей 5,6 классов предложенная ранее модель организации внеурочной деятельности была уточнена: появились дополнительные классные часы для 6 классов «Опасные ситуации в повседневной жизни», «Безопасное поведение в населенном пункте, городе», «Мы – команда одного корабля», «Как выбрать «свою» профессию», «Оскорбление и клевета» и т.д. ; появились новые дополнительные курсы по выбору для 5 классов «Карта – второй язык географии» (руководитель: Атаулова М.Н.), «Математический кружок» (руководитель: Лобода Н.В.); курс «Биология для любознательных» (руководитель: Казанцева С.Н.) продолжил свою работу в этом учебном году; курс «Непознанные страницы истории Урала» (руководитель: Козейкина О.В.), к сожалению, из-за высокой нагрузки педагога был исключен из перечня курсов по выбору. Однако, группа шестиклассников, посещавших курс «Непознанные станицы истории Урала», в октябре 2016г. приняли участие в региональном конкурсе проектов «Урал многонациональный» и заняли 4 место среди 86 претендентов. Промежуточным результатом данной модели организации внеурочной деятельности можно также считать участие группы шестиклассников под руководством О.В.Козейкиной в областном конкурсе творческих работ для обучающихся по профилактике экстремизма и гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде «Мы выбираем - мир!» в номинации «Все люди свободны и равны» (подведение итогов конкурса планируется в октябре 2017г.).
В сентябре 2016г. обучающимся 5 классов был предложен адаптивный курс «Я – пятиклассник» в форме проведения классных часов, на которых обучающиеся ознакомились с правами и обязанностями школьника, особенностями режима дня пятиклассников, с новыми учебными предметами. После адаптивного курса с детьми было проведено анкетирование на выявление их образовательных потребностей: выбор дополнительного курса из предложенного перечня, также в этой анкете был предложен ряд секций, кружков, реализуемых в ОУ, которые дети могли посещать самостоятельно. Далее были сформированы группы для посещения кружков и дополнительных курсов по выбору с ноября 2016г. по апрель 2017г. В октябре 2016г. классными руководителями 5х классов проведено коллективно-творческое дело «Посвящение в пятиклассники».
Группы для занятий курсов по выбору для пятиклассников формируются из ребят разных классов, что, несомненно, благотворно влияет на их социализацию и адаптированность к новой ступени образования.
Помимо вышеуказанного в параллели 5-6-х классов были проведены следующие коллективные творческие дела: «Праздник «День Матери» (ноябрь 2016г.); «Новогодний фейерверк» (декабрь 2016г.); «День Защитника Отечества» (февраль 2017г.); «Любимым мамам посвящается» (март 2017г.); в рамках реализации школьного КТД «Школа – территория безопасности» были проведены игровые квесты по профилактике пожарной безопасности (апрель 2017г.); с сентября 2016г. в 6В классе был создан театральный кружок под руководством Филяевских М.М. Участниками творческого коллектива в течение учебного года для обучающихся школы были продемонстрированы инсценировки литературных композиций, а для учащихся 3,4 классов организован новогодний спектакль.
Основная проблема для реализации модели внеурочной деятельности в 5 классах в прошлом учебном году заключалась в согласовании количества уроков в расписании у пятиклассников, учителей-предметников и классных руководителей, т.к. часть детей занимаются в организациях дополнительного образования и, поэтому, они не всегда могли посещать курсы по выбору. Для решения данной проблемы был определен единый день проведения курсов по выбору учителями-предметниками, это положительно отразилось на посещаемости занятий и удовлетворенности детей организацией курсов.
В следующем учебном году необходима коррекция программ внеурочной деятельности и классных часов с обязательной публичной демонстрацией своих проектов не только для педагогического сообщества, но и для родительской общественности.
Но в целом, хочется отметить, что блок внеурочной деятельности ФГОС в параллелях 5,6 классов удалось реализовать в полном объеме.
Научные сообщества, творческие объединения, кружки, секции
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия, участие в др. мероприятиях требуют внеучебной разрядки, чему должна способствовать организация досуговой деятельности и дополнительного образования. Несомненно, что насыщенная жизнь ребенка во внеучебное время приводит к формированию самостоятельности, организованности, умению планировать свое время. Большое внимание классные руководители уделяют занятости детей в школе и учреждениях дополнительного образования. В этом учебном году 94% учащихся посещали учреждения дополнительного образования.
В этом учебном году, как и в прошлом, педагоги и учащиеся нашего образовательного учреждения были активными участниками «Клуба одаренных детей», который действует в Невьянском городском округе.
Внеурочная деятельность в начальной школы была организована по направлениям развития личности.
Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.
В 2016-2017 учебном году обучающимся начальной школы 2, 3 и 4 классов были предложены по выбору следующие занятия в рамках внеурочной деятельности: «В мире логики», «Информатика для малышей», «Культура общения», «Я исследователь», «Первые шаги в экологию», «Соображалки», «Веселый этикет», «Декоративно-прикладное творчество», «Спортивные игры», «Аэробика», «Я учусь петь». Если мы проанализируем названия занятий и содержание рабочих программ, то увидим, что ФГОС реализуется в полном объеме. В 1 классах были предложены занятия: «Детская риторика», «Первые шаги в экологию», «Я исследователь», «Информатика для малышей», «Декоративно-прикладное творчество». Выбор в первых классах не предлагался, так как первоклассник еще не определился, какое направление ему наиболее близко, должны быть одинаковые стартовые возможности.
Кроме того в обязательном порядке каждый ученик посещал два раза в неделю занятие «Я гражданин России» и один раз в неделю «Проектная и индивидуальная деятельность».
Таким образом, нагрузка для ученика начальной школы по внеурочной деятельности составила 4-5 часов в неделю, в зависимости от недели (расписание цикличное).
Это позволило обеспечить благоприятные условия для обучения младших школьников с разным уровнем подготовленности.
В течение учебного года осуществлялся контроль школьной документации, количества и качества занятий в рамках внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность проходила в соответствии с программой и расписанием. Для проведения внеурочной деятельности использовалась игровая комната и учреждения дополнительного образования. Отмена некоторых занятий была по организационным причинам.
|
|